Архиепископ Амвросий. О виноградарях и о Хозяине дома сего

Московская Сретенская Духовная Семинария

Архиепископ Амвросий. О виноградарях и о Хозяине дома сего

560



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что мы слышали рассказ Господа Иисуса Христа, который известен как притча о злых виноградарях. Владелец поместья не знает недостатка в средствах, может позволить себе отправиться в путешествие, оставить управление имением другим людям - виноградарям. Но несмотря на то, что он ни в чем не нуждается, он собственными руками сажает виноград, строит вокруг него ограду и сторожевую башню, выкапывает давильню, делает удобное и комфортное место для жизни и труда работников. Виноградарям не нужно создавать ничего нового, достаточно только ухаживать и дожидаться урожая. Хозяин доверяет им настолько, что способен отлучиться. Но для виноградарей такая свобода становится самым сильным испытанием верности. Они получили в свои руки, в полное управление то, что им не принадлежит. И почему-то решили, что виноградник теперь - их собственность. 

Хозяин, естественно, ждет плодов, которые станут результатом работы виноградарей. Когда приходит время созревания винограда, он отправляет сначала слуг, которых виноградари бьют или убивают. Хозяин не наказывает виноградарей за такое дерзкое поведение, он миролюбив и кроток. Он ждет, что они образумятся, и посылает несколько посланников с одной и той же целью: получить плоды винограда. Каждый раз посланники приходят с мирной миссией, пытаются напомнить о том, кому принадлежит имение и кто единственный имеет права на его плоды. Но каждый раз они сталкиваются с алчностью и злобой, с собственническим поведением и враждой.

В конце концов он посылает собственного сына, надеясь, что они постыдятся его. Несмотря на предыдущий опыт с посланниками, хозяин не разочаровался в своих слугах и не усомнился в их способности исправиться. Он посылает сына своего без охраны, одного, с той же мирной миссией. Но они, узнав о визите сына, впадают в еще большее алчное безумие: «Это наследник; давайте убьем его, и наследство будет наше!» (Мк. 12, 7). Это очень странная мысль. Ни один закон не позволит убийцам стать наследниками. 

Виноградари убивают и сына. Рассказав эту историю, Господь наш Иисус Христос задает вопрос слушающим: как думаете, что сделает хозяин с виноградарями после всего этого?

Евангельские притчи - это не только информация или рассказ о Царствии Божием и о Боге. Скорее, притчи Христа - призыв к нам. Притчу недостаточно просто узнать, только услышать или даже прокомментировать. Притча требует личного отношения, личной воли: принять или не принять сказанное. Согласиться или не согласиться. Изменить свою жизнь или остаться прежним. Сказать «да» или сказать «нет». 

Метафорой притчи Господь рассказывает об отношении Бога к сотворенному Им миру. Он создал прекрасный мир, оградил его крепостью и силой, всё в нем приготовил хорошо и удобно для того, чтобы живущие и трудящиеся в нем ни в чем не нуждались и могли приносить прекрасные плоды любви, радости и благодарности. И все мы прекрасно знаем, во что это вылилось благодаря людям. В мире стало страшно жить, в нем совершаются жестокие и бесчеловечные поступки, льется кровь и умножаются страдания. 

Притчу, сказанную Господом, стоит применять не только ко всему миру. Весь мир нам тяжело объять собственным разумом. Эта притча такова, что она применима к любому сообществу: к стране, к семье, к монастырю или приходу, к сообществу друзей или единомышленников. В каждом из таких сообществ может происходить то, что описано в притче, если виноградари, то есть мы с вами, забывают о том, кто действительно и по праву является хозяином этого имения, доверенного нам в управление. 

Бог посылал народу Своему из века в век Своих слуг: пророков и патриархов, благовестников и проповедников, священников и ангелов. И вот Он посылает Сына Своего, надеясь, что увидев Его, люди, которых Он же и сотворил, устыдятся и исправятся. Но они не устыдились и не исправились, потому что стали уверены в том, что всё это по праву принадлежит им, временным скитальцам, слугам, взятым в найм, облагодетельствованным сиротам, пришельцам на этой земле. Они воспользовались тем, что любимы безусловно. 

Хотя и может показаться, что аллегория притчи о виноградарях относится только к иудеям, которые были избранным народом и убили Сына Божия, но она относится не только к ним. Она относится ко всем, кому дан этот мир. Ко всем людям. Потому что во зле мира виноваты и верующие, и неверующие. Но спросится несравнимо больше с нас, верующих. Потому что всё, что сказано о народе некогда избранном, относится теперь к нам, христианам. И все благословения, которые являлись преимуществом этого народа, и все предостережения, которые были высказаны Богом через пророков и Сына Своего этому народу. 

Виноградари, скорее всего, не считали, что они делают зло. Как и первосвященники народа Израилева считали, что они делают дело Божие, убивая пророков и посланников, а затем - распиная Иисуса Христа, Сына Бога. И те и другие не сомневались в правильности своих поступков. Виноградари работали, занимались вверенным им делом успешно и хорошо и по-видимому так увлеклись самим делом, так привязались к нему сердцем, что забыли, ради Кого это всё делается. Так увлеклись, что уже стали считать этот виноградник абсолютно своим, а всех других людей, даже посланных Самим Хозяином, стали воспринимать чужими. Их система приоритетов сломалась, средства поменялись местами с целью. Они забыли, Кому обязаны своими возможностями. 

Они забыли, Кто Хозяин и Собственник дома сего.

Каждый из нас, будучи поставлен промыслом Божиим на свое особое служение, будь он рабочим или руководителем корпорации, школьным учителем или священником, должен постараться не только совершать свое служение с максимальной отдачей, не только стараться быть добрым служителем, но и осознавать всё имеющееся у него как принадлежащее только Богу. Наша работа должна совершаться нами перед лицом Божиим, Ему мы должны приносить и результаты наших трудов. Это не значит, что каждый из нас должен забыть о заработке, о прокормлении своей семьи и прочем. Но нам следует не бояться перемен и стараться сделать наш труд таким, чтобы он был полезен не только нам одним, чтобы мы могли разделить его плоды с другими, чтобы он мог делать мир вокруг нас прекрасным: таким, каким он задуман Богом.

Сегодняшнее Евангелие - хороший повод нам, считающим себя народом избранным, новым Израилем, сравнить свои поступки с тем, что ожидает от нас Творец. Повод подумать, слушаем ли мы тех людей, чьим голосом пытается нам напомнить о Себе Хозяин виноградника. Потому что впереди, мы знаем, нас ожидает пришествие Сына Его. Которого мы должны будем готовы встретить, подготовив плоды, которые доверено нам возделывать в этом мире. 

И печально будет оказаться бесплодными и пустыми, когда придет Он. И страшно будет взрастить плоды, но так с ними свыкнуться, что считать своими. Ведь история отношений человечества с Богом говорит о том, что довольно часто бывало такое, что люди, которые воображали себя наследниками Его, имеющими благодать, духовные богатства и права на наследство, оказывались отвергнутыми. И сегодняшнее Евангелие - предостережение всем нам. 

Предостережение не с целью испугать, но чтобы спасти нас от возможных последствий. Оградить нас от нас же самих, от зла, которое мы способны сотворить, руководствуясь порой даже самыми благими целями, от погибели вечной.

Аминь.

Проповедь Наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской после чтения Евангелия на Божественной литургии 15 сентября 2019 года.


Новости по теме

Врачевание ― последний этап в заботе о душе по прп. Паисию Святогорцу Амир Файсал Модель душепопечения ― четыре простых действия: полюбить, выслушать, объяснить и помочь. И, конечно, на последнем этапе прп. Паисий использовал все свои силы, для того, чтобы указать истинный путь пришедшему за помощью.
Мученический подвиг апостола Андрея Первозванного Петр Савельев Любая из страстей может привести к тому, что человек оставляет Бога. И только через скорбь человек вспоминает о Боге, начинает молиться Ему. Скорбь и испытание является как бы призывом Господа. Получается, что без терпения нет спасения.  
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 1: «Что такое исповедь и зачем она нужна (по учению старца Паисия Святогорца)». Иерей Василий Родионов Что такое исповедь и зачем она нужна? Этот вопрос возникает, наверное, у каждого человека, начинающего ходить в храм. Но сумеем ли мы, люди, регулярно посещающие богослужения, ответить на него правильно? Самостоятельно — не всегда, но в своих ответах можно опираться на наставления преподобного Паисия Святогорца, которые мы представили вашему вниманию в этой статье.